Главная ЧП и криминал От подвала — до станции: как активисты самостоятельно открыли крупнейший пункт сортировки мусора в Киеве

От подвала — до станции: как активисты самостоятельно открыли крупнейший пункт сортировки мусора в Киеве

От подвала — до станции: как активисты самостоятельно открыли крупнейший пункт сортировки мусора в Киеве

Здесь холодно. К серым стенам прикреплены огромные мешки. Работники слаженно составляют коробки в один ряд. Уже четвертый год общественная организация «Украина без мусора» сортирует отходы в Киеве. За это время на вторичную переработку собрали сотни тонн пластика, стекла, бумаги, которые сейчас лежали бы на свалках.

«Украина без мусора»

И в течение последних месяцев сортировка мусора стала убыточной. Организация больше не может самостоятельно справляться с наплывом людей, количеством отходов и счета за аренду постоянно растут. Маленькие помещения, нехватка персонала и отсутствие помощи со стороны города могут привести к закрытию проекта.

Сейчас пунктов приема всего четыре. Сама сортировочная станция расположена возле метро Демеевская, где основательница проекта делится историей, с чего все началось и как быть дальше.

Куда деваются отходы

Основательница проекта Евгения Аратовская держит в руках пакеты с мусором и едва протискивается сквозь дверь. Еще полчаса назад мой звонок стал для нее неожиданностью: из-за насыщенного графика женщина перепутала время встречи. Кладет пакеты на стол, перекидывается парой слов с сотрудниками: через несколько часов станция откроет прием отходов.

В 2014 году Евгения работала копирайтером и менеджером по рекламе, пока не переехала из села Хотова Киевской области вместе с семьей в столицу. В первый же день на новом месте женщина поняла, что не может выбрасывать органику в квартире: «Я привыкла делать из нее удобрения, выращивать овощи, консервировать их».

Девать органику куда-нибудь не хотелось. Ища пункт для компоста, увидела, что люди еще и сортируют отходы. Евгения говорит, что тогда как открыла для себя новую планету: «Раньше я не обращала внимания, что происходит с выброшенным мусором. Успокаивала себя, что не лишая его где-то под забором, а заношу в контейнер! И такое же мнение — у всех: люди считают, что выбрасывать мусор на уличную свалку достаточно».

Рассказывает, что мы сами делегируем коммунальным службам право отвезти наши отходы в окружающую среду. Сначала выбрасываем мусор в бак, оттуда оно едет на свалку, а свалка разрастается у кого-то под окнами. В Киеве Евгения работала журналисткой, впоследствии начала заниматься общественной деятельностью: ездила на заготовительные базы, к переработчикам мусора, к производителям. Со временем основала страницу «Украина без мусора» в Фейсбуке. Люди откликнулись неожиданно быстро: писали комментарии, расспрашивали, интересовались.

Женщина приходила в городскую администрацию, Киевкоммунсервиса, читала об опыте европейских стран, читала законы: что у нас, а в них. Сделала вывод, что только совместными усилиями можно достичь результата. Впоследствии поняла: писать в Фейсбуке — мало. Даже после десятков лекций в школах не покидала мысль, что кормишь людей сухой теорией. Как применить эти знания, никто не знал.

В Фейсбуке Евгения случайно нашла девушку, которая тоже серьезно интересовалась темой сортировки мусора. Где-то через полгода совместной работы их пути разошлись из-за разногласий в видении развития проекта. Евгения решила самостоятельно набирать людей в команду: водителя, сортировщиков и волонтеров, которые горели идеей переработки мусора. Без опыта было трудно: пришлось изменить три команды, пока не создала максимально эффективную.

Так начался проект «Мастер добрых дел».

«Нам заняли маленький такой бусик, но тогда он казался огромным», — улыбается Евгения. По просьбе помочь с машиной откликнулась французская компания «Renault Ukraine», которая на протяжении года платила за техосмотр, заправку, страховку и даже мыла машину. С продажи вторсырья начисляли зарплату водителю.

В выходные собирали вторсырье по районам и загружали в машину. Всего локаций было не больше двадцати. Их уже ждали люди с пакетами. Но впоследствии лишь на одно место приходило примерно 50 человек, и одна машина больше не могла справиться с таким наплывом.

Через год бусик забрали. Казалось, денег на собственную машину не насобирают никогда. Евгения занялась краудфандингом: объявила о сборе средств на машину для организации. Люди начали перечислять деньги, а компании — заказывать лекции по сортировке. Тогда выставили специальную цену в 20000 гривен за лекцию. Все эти средства шли исключительно на покупку машины. Еще в конце 2017 команде хватало новой машины, и впоследствии уже на первой остановке ее заполняли до краев. Тогда не знали, что делать: пришлось несколько раз ездить туда-сюда. Впоследствии проект «Мастер добрых дел» закрыли.

Миссия — выжить

Темный, холодный подвал. Там в 2017 году организация открыла свою первую маленькую станцию ​​сортировки на 80 квадратов. Там работали двое пенсионеров, а деньги за аренду брали по продаже вторсырья. «Рядом с нами продавали рис, канцтовары, а тут мы со своим мусором! Конечно, мы никому не нравились, намекали, чтобы мы убирались оттуда. А нам некуда было идти », — рассказывает Евгения.

Обустройство и открытие станции на Демеевской профинансировала компания по продаже элитного алкоголя «Perno Rikard Ukraine» в 2018 году. Это стало возможным благодаря ежегодной акции «Responsib’ALL Day», в день которой представительства компании по всему миру заботятся об окружающей среде.

Сначала Евгению обвиняли в сотрудничестве с фирмой, занимающейся продажей алкогольных напитков. И женщина считает, что следует объединяться с кем-либо, кто заботится об окружающей среде. При этом Евгения отмечает, что их организация не агитирует за продукцию компаний, с которыми сотрудничает.

Цену аренды станции сортировки на Демеевской установили заоблачные 45 тыс. Грн за 500 квадратов. Евгения вместе с командой провели забег «NoWaste race», посвященный поддержке движения по сортировке мусора. За регистрацию в забеге из участников брали по 450 гривен. В итоге получилось, что организация мероприятия обошлась почти в такую ​​же сумму, сколько удалось собрать.

Начали искать другие пути. Сначала теплилась надежда, что продавать много вторсырья, за счет которой и покроют все расходы. Но не получилось. Аренда подорожала, расходы на горючее увеличились.

«Только на горючее мы тратим 15 тыс. Грн в месяц, — говорит Евгения. — А вторсырье продавали всего на 45 тыс. Грн. У нас нет бюджета на большую команду, поэтому не успеваем обрабатывать всю вторсырье: часть отдаем даром. Просто дарим другим компаниям, которые могут досортировать нас! Остается только радоваться, что это мусор не поехало на свалку. К сожалению, нельзя выйти в плюс, собирая вторсырье, потому что сами только логистические затраты очень дорогие ».

Денег организации всегда не хватает, поэтому выкручиваются, как могут: читают лекции для компаний, продают экотовары, замещающих одноразовый пластик, или даже сдают в аренду помещения станции. Также занимаются екоадаптацией офисов: устанавливают мусорные контейнеры, обучают сотрудников правильно сортировать мусор, договариваются за вывоз вторсырья. «Пришлось пойти к психологу, чтобы научиться просить деньги! Всегда было неудобно, хотя и не для себя прошу, а для проекта », — рассказывает Евгения.

Говорит, с людьми иногда тоже трудно. Несмотря на четкий график работы станции, кто приезжает раньше, кто-то в выходной. Постоянные предупреждения в соцсетях не помогают: все равно оставляют негативные комментарии, жалуются.

«Украина без мусора» — социальный проект, но команда не может снять с себя последнюю рубашку. Это совместная работа — как активистов, так и общественности. Но иногда люди все равно ведут себя агрессивно, потому что «вы же волонтеры, вы это все делать».

«Но меня радует, что Киев становится сознательным, — рассказывает Евгения. — Здесь уже есть люди, которые заботятся о большем, чем просто выживать. И им не безразлично, как они выбрасывают мусор, не безразлично, что его отвозят на свалку. Они хотят остановить это вместе ».

Организация не может справиться без помощи города. «Все, кто должен присоединиться к нашей работе, делают вид, что нас нет. Это обидно », — говорит Евгения. Активистам нужны помещения, техника, транспорт — на деньги не потянут. Уверяют, что обязанности по поиску персонала, сортировка, ведение переговоров с бизнесом возьмут на себя.

Люди просят их открыть станции во Львове, Одессе, Харькове, Днепре и других городах Украины. Организация готова собрать команду из общественных активистов и передать им свой опыт, нужно только привлекать местные власти, чтобы открывать такие просторы.

Все больше людей приходит на станции, а цены на аренду и топливо растут. Организация или остановит свою деятельность из-за нехватки средств, или сможет существовать благодаря регулярным взносам.

«Пока мы все же продолжаем эту работу, потому что сказать« все пропало, мы закрываемся »не имеем права, — говорит Евгения. — Люди могут потерять веру и вообще бросят бороться с мусором. Нам ничего не остается, как обращаться за помощью к бизнеса и общественности ».

Сортировка мусора: с чего начать?

21-летняя Екатерина волонтерами на станции «Украина без мусора» примерно пять месяцев. Девушка тщательно перебирает пакет с отходами. Рассказывает, что сортировать начала сама, дома, еще год назад — попыталась делать что-то хорошее для планеты. Сначала заносила все отходы к «Мастера добрых дел», но впоследствии проект закрыли. Захотела большего. Приехала на станцию, послушала консультантов. И осталась.

«Знаете, я горжусь собой, — Екатерина улыбается. — Наконец купила себе бамбуковую щетку, перестала пользоваться пакетами — заменила мешочками. Дома говорю о сортировке с родителями. Хочу, чтобы они уже на этапе покупки думали, что будет дальше с этой упаковкой, не съест ее потом какая-то рыбка или ракушка ».

Говорит, на выходных здесь настоящий коллапс — не протолкнуться. Без дела стоять не получается. Как бы и хотелось помочь всем, но активистов мало.

Правильное сортировки мусора — не самая легкая работа. Екатерина рассказывает, что даже «постоянные клиенты» путаются, что куда класть. Но важно понимать, что все с чего-то начинают. Консультанты, в свою очередь, пытаются объяснять, как правильно сортировать.

«Если вы уже принимаете эту ответственность, то делайте это вполне», — говорит девушка. Бывает, что люди оставляют мусор прямо под дверью. Когда на выходных консультантов всего четыре-пять, а людей 150, проследить за всеми не удается. Поэтому почти каждые выходные активисты находят на полу неразобранные пакеты с отходами.

Девушка советует раскладывать дома мусор на четыре категории: пластик, металл, стекло и бумагу. А потом привозить на одну из станций — консультанты расскажут, что к чему. Также организация принимает на благотворительность одежду в хорошем состоянии. Упаковки и пластик, не подлежащих переработке, утилизируют за 30-50 гривен за пакет. Важно, чтобы такой мусор было сухим, без остатков пищи и жира.

Кроме станций «Украина без мусора», отходы можно относить на переработку в компании Киевгорвторресурсы. Также пункты приема обозначены на карте сайта «Батарейки сдавайтесь». Также обратите внимание на другие пункты приема в вашем дворе и пользуйтесь сортировочными баками.

Оставьте комментарий

Your email address will not be published.