Warning: session_start(): open(/home/loramon2/.system/tmp/sess_7l00rbtrt6fqcvifaf9330e456, O_RDWR) failed: Disk quota exceeded (122) in /home/loramon2/d4.kiev.ua/www/wp-content/plugins/wpgrabber/init.php on line 13
Что надо знать о полномочиях президента Украины - Новости Киева, Украина - d4.kiev.ua
Главная ЧП и криминал Что надо знать о полномочиях президента Украины

Что надо знать о полномочиях президента Украины

Что надо знать о полномочиях президента Украины

В борьбе за президентский пост в Украине кипят страсти. Однако столь ли всемогущ глава государства по действующей Конституции? Подробно о полномочиях главы государства — в справке.

Полномочия президента Украины

Должность президента ассоциируется в Украине с полнотой власти. Именно на президента украинцы традиционно возлагают основную ответственность и за успехи, и за провалы власти. Большинство кандидатов на нынешних выборах в своих программах обещали и рост зарплат и снижения стоимости коммунальных услуг, и все, что угодно. Впрочем, с реальными полномочиями главы государства в ныне действующей Конституции все это имеет довольно мало общего. Ведь в отличие от, скажем, Виктора Януковича, ни действующий президент Петр Порошенко, ни его конкурент Владимир Зеленский в случае победы на выборах не будет иметь всей полноты исполнительной власти, которая позволяла бы нести ответственность за состояние экономики в стране.

С 2010 года Виктор Янукович узурпировал власть, вернув через Конституционный суд широкие полномочия, которые действовали до конституционной реформы. Зато в разгар Евромайдана в начале 2014 года Верховная Рада проголосовала за возвращение к модели власти, сложившейся конституционной реформой 2004 года. Согласно этой реформы, президентские полномочия были существенно урезаны.

Главное отличие ныне действующей Конституции от редакции 1996 года, по которой правили президенты Леонид Кучма и Виктор Янукович, заключается в принципе формирования исполнительной власти. Ранее инициатива была за президентом: именно глава государства вносил в Верховную Раду кандидатуру председателя Кабинета Министров, который утверждался большинством голосов. После конституционной реформы эта инициатива перешла в Верховную Раду. Теперь самое сформирована в течение месяца после начала работы новоизбранного Совета парламентское большинство подает президенту согласованную кандидатуру премьер-министра, а глава государства вносит это предложение на утверждение Верховной Рады. На это у президента есть 15 дней с момента получения предложения коалиции. Вопрос, может ли глава государства отказаться вносить предложенную кандидатуру на голосование и если да, то на каких основаниях, остается открытым.

К полномочиям президента относится также и подписания законопроектов, принятых Верховной Радой Украины. При этом он имеет право наложить на них свое вето. В таком случае для преодоления вета президента парламенту необходимо собрать две трети голосов.

Главный по обороне и внешней политики

Всего из полномочий президента, закрепленных в Конституции, следует его ключевая роль в представлении Украины на международной арене, а также в вопросах обороны. Президент назначает послов Украины по всему миру и вручает верительные грамоты послов иностранных государств. Глава государства решает, признавать другие государства, объявлять войну или военное положение. Именно глава государства, а не премьер-министр, вносит кандидатуры министра обороны и министра иностранных дел.

На практике ключевая роль президента в вопросах внешней политики проявляется, например, в том, что именно глава государства представляет Украину на переговорах высокого уровня в «нормандском формате», на которых говорится об урегулировании конфликта на Донбассе. Именно президент представляет Украину на международных саммитах. Согласно внесенным в феврале этого года изменений в Конституцию, в Основном законе не только определяется ключевая роль президента во внешней политике, но и прописано, в каком направлении он «двигать» страну. «Президент Украины является гарантом реализации стратегического курса государства на приобретение полноправного членства Украины в Европейском Союзе и в Организации Североатлантического договора», — говорится в дополненной редакции 102 статьи.

Ограниченное влияние на местную власть

Если до 2014 года президент имел единоличное влияние на глав областных государственных администраций, то теперь ему приходится делить это влияние с премьер-министром. «Председатели местных государственных администраций назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Украины по представлению Кабинета Министров Украины», — говорится в 118 статье Основного закона. С одной стороны, инициатива в подборе управленцев на местах исходит от главы правительства. Однако президент важную контрольную функцию, имея возможность приостановить действие актов местных голов, если они противоречат Конституции и законам Украины. В то же время главы местных администраций подотчетны и президенту, и главе правительства.

Фактически, реальное влияние главы государства и его место в системе власти могут очень различаться в зависимости от того, имеет ли президент в Верховной Раде поддержку мощной депутатской фракции. В случае, если президент и парламентская коалиция принадлежат к противоборствующим политическим лагерям, это может обернуться затяжным институциональным противостоянием.

Силовые козыри: генпрокурор и председатель СБУ

Кроме влияния на исполнительную власть, за президентом остаются ключевые полномочия в правоохранительной сфере и сфере безопасности. По представлению главы государства Верховная Рада назначает Генерального прокурора. В украинских реалиях эта должность очень важна. Так, действующий президент Петр Порошенко добился назначения на эту должность своего близкого друга Юрия Луценко. Чтобы сделать возможным это, глава государства даже инициировал изменения в закон о прокуратуре таким образом, чтобы отменить норму, согласно которой генпрокурор должен иметь юридическое образование.

Чтобы назначить Луценко, Порошенко также заручился поддержкой ряда депутатских групп, не входящих в коалицию. После назначения Юрий Луценко отличился борьбой за полномочия с Национальным антикоррупционным бюро (НАБУ). Генпрокурор не то противоречивый с юридической точки зрения способ забирал у НАБУ резонансные дела, фигурантами которых были влиятельные чиновники и олигархи.

Независимый и (а)политический: председатель Нацбанка

Кроме закрепленных в Конституции квот президента при формировании Конституционного суда, а также Центральной избирательной комиссии, особое значение имеет также закрепленная за главой государства инициатива в назначении председателя Национального банка, которая утверждается Верховной Радой. Несмотря на то, что законом гарантирована независимость центробанка, влиятельность этой должности, в том числе в политически чувствительных вопросах, трудно переоценить. В частности доверенное лицо Петра Порошенко Валерия Гонтарева на должности главы Нацбанка вопреки интересам многих влиятельных украинских бизнесменов убрала с рынка в 2014-2015 годах почти сто банков.

Оставьте комментарий

Your email address will not be published.


Warning: Unknown: open(/home/loramon2/.system/tmp/sess_7l00rbtrt6fqcvifaf9330e456, O_RDWR) failed: Disk quota exceeded (122) in Unknown on line 0

Warning: Unknown: Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/home/loramon2/.system/tmp) in Unknown on line 0