Главная Общество Между ценностями и технологиями. Социологический этюд

Между ценностями и технологиями. Социологический этюд

Между ценностями и технологиями. Социологический этюд

Ценности

Представим себе Владимира. Владимиру — за сорок. Его с детства учили уважать других. После этого он имел счастье учиться в хорошей школе, гимназии или лицее. В зрелом возрасте Владимир сформировался как верующий — допустим, он разделяет ценности Евангелия и старается воплощать их не догматически, а через живые, настоящие поступки. Среди знакомых Владимира есть немало людей с особыми потребностями — его товарищ Маркиян передвигается только на коляске, а его друг Джонатан переехал в Украину из Конго, и благодаря им Владимир уже давно понял, что люди способны проявлять чрезвычайные качества души, независимо от внешних условий — от цвета кожи или твоих физических способностей. То, как Маркиян и Джонатан преодолевают предвзятость общества, вдохновляет Владимира больше внимания уделять размышлениям о весе хорошего отношения к другим в обществе.

У Владимира уже сформировался определенный, достаточно зрелый гуманистический идеал этики. Он гордится тем, что получил свои ценности еще в юности, а жизнь, в целом, не заставила его отступить от них. Иногда Владимир замечает, что сам чувствует гнев к тем, кто отличается от него — к примеру, говорит по-русски. Однако с помощью интеллекта и рефлексии ему удается разобраться с причинами своего гнева, и он выстраивает собственную взвешенную позицию.

Сила Владимира — в четкости ценностей, которые он отстаивает. С каждым новым поворотом жизни он все лучше понимает, за что стоит бороться и какие процессы следует поддерживать в обществе. Однако слабость Владимира в том, что слишком большое давление на его эмоции в кризисных условиях заставляет его отказываться от части ценностей как от «балласта», сильно сужая при этом его «коридор мышления». Другой проблемой Владимира является то, что универсальные ценности, которые он исповедует, ему часто бывает сложно перенести на неформальный уровень межличностного общения. Ему трудно контролировать свой гнев с подчиненными, иногда он взрывается в присутствии жены и детей. Владимир понимает, что это неправильно, но не знает, где брать силы, чтобы выдерживать эмоциональный прессинг, который вопреки его убеждениям толкает его к неприглядным поступкам.

Технологии

Марийка другая. Ей тридцать, а может, тридцать пять, и она по-настоящему начала ценить многообразие людей только после нескольких лет упорной работы с психотерапевтом. Она нашла свою подавленную эмоциональную витальность и переоткрыла телесность. Марийка настойчиво решает свои семейные проблемы, нашла себе работу по душе, есть время для детей и не забывает о себе. Она утром бегает, беря силы у матушки-природы, а иногда ходит на танцы, где наполняется положительными эмоциями. У нее есть круг подруг, с которыми она может чувствовать себя открыто и защищено. За спиной у Марийки — тяжелый опыт психологической травмы: семейное насилие, неудачный брак, проблемы с принятием себя. К счастью, Марийка нашла в себе силы выдержать удар судьбы, и теперь знает, что такое боль других (ранее из-за личной травмы Марийке, как правило, не хватало cил ни на кого, кроме тех, за кого ей и так приходится нести ответственность). Терапевт помог Марийке научиться справляться с негативными эмоциями и открыл ей мир положительных и жизнеутверждающих стратегий. Сила Марийки в том, что она получила в известной степени бессмертие феникса — теперь она способна справиться с практически любой негативной ситуацией, потому что знает, как восстановить себя с нуля. Слабость Марийки в том, что ее здоровые ценности только начинают формироваться, и ей пока трудно экстраполировать свой частный опыт на опыт всей страны. Так же Марийка совсем не уверена, как оценивать ситуации, близкие к кризисным, и на чье мнение полагаться в таких случаях, поэтому предпочитает не думать о них.

Читайте: Тяжелые времена: как уберечь в себе человека

Пропасть

Владимир знает о Марийке из сети и ценит тепло, которое она дарит миру, но в целом ее опыт кажется ему ненадежным, туманным, «эзотерическим». Марийка фоловит Владимира на фейсбуке, но насмехается над его догматизмом и опасается его тщательно вытесненной агрессии, скрытой за фасадом декларируемых ценностей. Когда страна переживает очередное сотрясение турбулентности, вытесненная агрессия Владимира начинает прорываться через однобокую, черно-белую позицию, а Марийка втягивает в себя свое тепло и свет и исчезает из фейсбука.

Марийка понимает, что Владимир может помочь ей разобраться с тем, как принципы возрождения человечности, которые она так ценит, можно реализовать на уровне государства, так, чтобы это стало доступным всем. Владимир, в свою очередь, хочет научиться применять гуманистические принципы в личном общении и выдерживать значительное эмоциональное напряжение, не превращаясь при этом на двумерного господина Квадрата с «Флатландии».

Оправившись после очередного кризиса, Владимир остро понимает, что такие ценности, как толерантность и понимание, крайне необходимы для скрепления горизонтальных связей в гражданском обществе, поскольку именно они делают общество более зрелым и устойчивым перед социальными испытаниями. Он чувствует свою ответственность за то, чтобы сделать общество более толерантным, однако, к сожалению, большинство его коллег переполнены разочарованием, равнодушием, вытесненным или нескрываемым гневом. Они не желают даже предположить, что диалог с их идейными оппонентами может впустить в жизнь то человеческое добро, нехватку которого они сейчас крайне остро чувствуют. Владимир понимает, что для того, чтобы идея понимания начала работать в обществе активнее, нужны не только ценности. Нужен определенный внутренний огонь добра, который запустит процесс общественного метаболизма тяжелой толщи негативных эмоций. Иначе говоря, нужны определенные технологии. Технологии добра.

Марийка же, свив себе безопасное гнездышко, не видит особой необходимости делиться собственным добром и теплом с другими. Она усиливает свой контакт с глубинным «я», с эмоциональной сферой, с Богом. У нее есть небольшая группа по йоге, где девушки в своем кругу обсуждают эмоциональные трудности и находки. Мысли о том, чтобы сделать «технологии добра» доступными широкому кругу населения, хотя иногда и приходят в голову Марийке, все же вызывают у нее, скорее, чувство усталости и безнадежности, чем прилив оптимизма. Она считает, что свой пуд соли уже съела, а спасение остальных утопающих — дело рук самих утопающих.

Следующее поколение

К счастью, у Владимира есть сын Максим, который вобрал ценности своего отца, но при этом не удовлетворяется лишь декларированием ценностей — он молодой, активный и хочет воплощать ценности, которыми горит, в жизни. Максим верит, что за новым поколением — новая история Украины. В интернете он наткнулся на слова Далай Ламы об «обществе сочувствия» и считает это хорошим образом того будущего, которое бы он хотел создать для своих детей. Но у Максима, как и у его отца, проблемы с подавленной агрессией и, в противовес отцу, он выплескивает ее не на окружающих, а на самого себя, от чего становится нерешительным и неуверенным в собственных силах.

Однако Максим встречается с Юлей, которая ходит на йогу к Марийке и перенимает у нее естественную эмпатию к другим и способность работать с эмоциональными травмами. Юля помогает Максиму решить его психологические трудности и получить большую уверенность. Когда Максим начинает больше доверять себе и ценностям, унаследованным от отца, он начинает яснее видеть то будущее, куда бы он хотел, чтобы пришла Украина в ближайшие десять лет. Он делится своими идеями с Юлей о том, как можно раскупорить потенциал молодых людей с помощью «техник добра» и как обретенная витальность и эмоциональность естественным образом будут смещать ценности украинского общества в сторону понимания и сочувствия. Максим начинает видеть неясную пока связь между «технологиями добра» и трансформацией общества, но для этого ему нужно как следует поговорить с отцом и наконец организовать встречу Владимира и Марийки — вдруг из этого что-то получится?

Встретится ли Владимир с Марийкой? Смогут ли они стать сделать «технологии добра» достоянием всей страны? Удастся ли им запустить процесс общенационального переваривания негативных эмоций и всенародного выхода из взаимной нетерпимости? Об этом узнаем уже в ближайшие годы.

Оставьте комментарий

Your email address will not be published.